Промоакция (англ. Promo — рекламный; лат. Actio — действие, выступление, предпринимаемое для достижения какой-либо цели) — это вид рекламной активности компании (предприятия, учреждения, организации), путём которой узнают о товаре (услуге) не из зарегистрированных средств информации (телевизора, радио, страниц печатных изданий), а лично — просто попав на дегустацию, раздачу рекламных образцов товара или другой вид промо акции.
Промоакция — это совокупность действий, направленных на продвижение продукта или услуги, которые воздействуют на целевую аудиторию (потенциальных потребителей). Воздействие может быть информационное: можно визуально ознакомиться с продуктом или услугой, протестировать, продегустировать; и стимулирующее: получить бесплатно продвигаемый продукт при покупке определенного количества продукта, получить подарок за покупку товара (пользования услугой), получить скидку на покупку товара или услуги и т.д. Промоакция, как правило, носит краткосрочный характер. С целью ввода на рынок нового товара/услуги или повышения продаж уже предлагаемого товара/услуги.
Промоакцию проводят специально обученные люди — промоутеры. Для привлечения внимания людей используют брендированную одежду, промостойки и т. д.
Промоакции в местах продаж
Как показали исследования, для покупателей, чувствительных к промоакциям в торговых точках, справедливо следующее:
- повышенная чувствительность к цене;
- сниженная чувствительность к качеству;
- любовь к процессу покупок;
- любовь к новому;
- пониженная лояльность к бренду;
- импульсивность;
- склонность планировать покупки;
- наличие у них мест для хранения.
Калькуляция промоакции
- Стоимость акции определяют следующие факторы:
- Средние (общепринятые) расценки на работу одного промоутера
- Работа супервайзера, водителя и другого персонала, обслуживающего акцию
- Работа агентства по разработке стратегии и идеи акции. Как правило, расчет ведется по принципу почасовой оплаты специалистов (число людей, задействованных в проекте, и объем потраченного ими времени). На эту сумму влияют характер акции (продолжительность, масштаб, материально-технические компоненты) и уровень разрабатывающего ее агентства.
- Расходы на сопутствующие рекламно-информационные материалы и PR-сопровождение. Зависят от типа акции и согласовывается с заказчиком в каждом случае отдельно.
Кто они — промоутеры
Промоушн притягивает к себе активную молодежь города, прельщает голодного студента призраком свободы общения, свободой расходования собственноручно заработанных денег, свободой делать ошибки. Но сначала надо до этой свободы дойти, а дойдя, вдруг понимаешь, что не всем это приносит удовольствие.
Теоретически промоутером может стать кто угодно, но... Существует спрос на опытных и профессиональных промоутеров. Поэтому новичкам обычно приходится работать на подхвате или в малобюджетных акциях за символические деньги.
Качественно подготовленные промоутеры работают в ведущих промо-агентствах, которые постоянно, потоком проводят акции. Эти агентства ведут борьбу за штат первоклассных исполнителей, существует конкурс на каждое вакантное место. В агентствах установлен или назначается определенный день для проведения собеседований с желающими. Но это не значит, что человек сразу будет допущен «к телу», например, один промоутер записывался на собеседование семь раз, пока его выслушали.
У каждого промоутера своя специализация и соответственно своя цена. Готовя акцию, необходимо четко определить, какой тип промоутера вам нужен — тогда можно просчитать, во сколько обойдется акция.
Вообще всех промоутеров я разделил бы на следующие группы:
- «распространители листовок» — самая многочисленная и дешевая группа промоутеров. Можно увидеть на перекрестках, у выходов из метро и крупных магазинов. 10–20 гривен в день;
- «зазывалы» — информируют «тут и сейчас», работают по написанному сценарию с некоторыми импровизациями; призывают заглянуть, посетить, купить и т.п. Можно увидеть непосредственно около «продвигаемого» заведения.;
- «информаторы» — специально подготовленные для работы с потребителями промоутеры, хорошо разбирающиеся в продукте. Цель работы - ознакомить потребителей с уникальным торговым предложением (УТП) продукта (фруктовый чай Lipton, для употребления в охлажденном виде; средство против накипи Calgon и др.).;
- «эксклюзивщики» — их привлекают для работы в уникальных, проведения розыгрышей, вечеринок, корпоративных праздников и др.;
- «штатники» — постоянно действующая команда определенной компании или бренда. Универсальные и высокопрофессиональные специалисты (промо-команда при British American Tobacco). Получают постоянную зарплату плюс премии и бонусы.
Мечта практически каждого промоутера — попасть в постоянную промо-команду крупной компании — хорошая оплата труда и гарантированная постоянная работа.
Стимулированиие продаж — это эффективный метод коммуникации с потенциальным покупателем, который преследует две цели:
- временное увеличение объемов продаж
- привлечение внимания к товару
Комплекс методов стимулирования продаж:
- мерчандайзинг (оформление мест продаж);
- системы скидок, дисконтные и «этикеточные» системы, купоны;
- конкурсы, розыгрыши, лотереи;
- пробные продажи;
- тестирование продукта;
- дегустации;
- сэмплинг (бесплатное распределение пробных образцов);
- покупка товара с подарком.
Достоинства инструмента:
- Дает потребителям дополнительный стимул к действию.
- Изменяет соотношение цены и ценности товара.
- Дает стимул для незамедлительной покупки.
- Является эффективным способом больше узнать о своем своих потребителях.
Недостатки инструмента:
- Вносит некоторый информационный беспорядок.
- «Балует» потребителей. Они начинают ждать дополнительных стимулов.
- Не исключено мошенничество со стороны персонала, задействованного в акции.
- Может привести к созданию запасов со стороны участников торговли во время мероприятий по стимулированию.
|